Родителям - ВТОРОКЛАССНИКОВ

Для родителей. Ваш ребёнок учится во 2 классе


1.    Русские народные сказки
2.    Сказки народов России
3.    Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы
4.    В. Жуковский "Котик и козлик", "Птичка"
5.    В.Даль. "Что значит досуг?"
6.    Д.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"
7.    А.Толстой "Филипок"
8.    К.Ушинский "Рассказы о животных"
9.    М.Артюхова "Подружка"
10.          В.Бианки "Латка", "Аришка-трусишка"
11.          Г.Остер "Вредные советы"
12.          Л.Пантелеев "Как поросёнок говорить научился"
13.          С.Маршак "Весёлый счёт от 1 до 10", "Багаж", "Детки в клетке"
14.          Т.Собакин "Песни бегемотов"
15.          А.Усачёв "Умная собачка Соня"
16.          Г.-Х. Андерсен "Гадкий утёнок"
17.          Д.Биссет "Про поросёнка, который умел летать"
18.          Братья Гримм "Король-Дроздовик"
19.          Н. Носов, рассказы.
20.          И. Крылов, басни.
21.          В. Драгунский, рассказы для детей.
22.          А. Пушкин, стихи и сказки для детей, "Птичка Божия не знает..."
23.          К. И. Чуковский, стихи и сказки

Математика
1.    Отработка счёта в пределах 20 с переходом через десяток.
2.     Счёт в пределах 100.
3.    Учить таблицу умножения

Русский язык  (в августе)
Списывание 3-4 предложения, каждый день
Письмо под диктовку 3-4 предложения, хотя бы день

Повторить словарные слова

Рекомендации классного руководителя на лето будущим второклассникам.
   
   Лето – время каникул, детского отдыха. Как же организовать летний отдых детей так, чтобы за время каникул не улетучились полученные ранее знания? Чем ребенок должен заниматься? А может лучше просто отдыхать?
Оптимальный вариант – совместить отдых с занятиями.
     Некоторые родители используют лето для усиленных занятий с детьми, сильно переживают, видя невысокую эффективность и вялость детей. Не стоит забывать, что дети, как и мы, взрослые, нуждаются в отдыхе. И следует помнить, что занятия летом по времени должны быть короче, чем обычно. Проводить их лучше в утренние часы.  Необходимо организовать летнее чтение. Каким образом? После прочтения предложения  вслух задавать ребёнку вопросы:
О чем говорится в первом предложении, втором, третьем и т.д. Требовать полных ответов. Что произошло? Расскажи. Что было? Что будет? От прочтения по предложениям, переходить к прочтению по частям. Расскажи, что здесь произошло? А как надо поступать? А что сделать? Высказывайте свое мнение по прочитанному произведению. Обсуждайте ситуации, которые описываются в книге. Проявите искренний интерес и ребенок  перескажет вам прочитанное произведение, используйте при пересказе деление текста на части и составление картинного плана.  Чтению необходимо выделять 15 минут в день или 30 минут делить на 15 минут утром и 15 минут в послеобеденное время. Все прочитанные произведения за лето фиксировать в читательский дневник. Отзыв по прочитанным книгам (минимум к пяти произведениям) записывать в читательский дневник – завести тетрадь в узкую косую линейку (рисунок на обложке допускается), подписать, одеть на тетрадь обложку, записи вести аккуратно. Сдать в начале сентября (конкурс на лучший читательский дневник). Подпись родителей после каждого отзыва. Проверять технику чтения в конце каждого месяца и записывать в читательский дневник. Норма первого полугодия 2 класса 45-60 слов в минуту. Чтение должно быть выразительным, внятным, осознанным и целыми словами.
Отзыв о прочитанной книге можно составить по следующей форме:
1. Автор книги.
2. Название книги.
3. Количество дней, которое ушло на прочтение этой книги.
4. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
5. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
6. Чему научила тебя эта книга?
7. Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся отрывку.  
   Чтением нужно заниматься на протяжении всего лета.
   Важно помнить, что путешествуя по миру или просто выезжая на дачу, следует обсуждать с ребенком полученные им впечатления. Путешествие – возможность расширять не только кругозор ребенка, объясняя те или иные явления, но и пополнять словарный запас, развивать речь, передавая впечатления об увиденном.
     Отличное средство для развития ребенка – письмо. Конечно, телефоном воспользоваться проще. Однако если ребенок отдыхает один, помогите ему освоить это средство связи. Заранее закупите конверты, вместе с ребенком заполните все необходимые данные. Пусть письмо будет коротким, но Вы получите огромное удовольствие, получив его.
    Чтобы ребёнок писал грамотно, следует постоянно повторять правила орфографии, которые были изучены  в 1 классе.
·        Оформление предложения (предложение пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка), считаем количество слов в предложении, только потом записываем;
·        Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн пишутся так и никак иначе;
·        Перенос слов (слова переносим по слогам, нельзя переносить слова, состоящие из одного слога и слог, состоящий из одной буквы);
·        Алфавит печатных и прописных букв (порядок расположения букв в русском языке);
·        Деление слов на слоги;
·        Ударение («позови слово с собой гулять» Например: мЯч! Пойдем гулять! и т.д.);
·        Правило написания имен собственных (с заглавной буквы пишем имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, озер, стран, сёл, деревень).
·        Не забывайте о фонетике.  Фонетическую таблицу нужно регулярно повторять. Таблица находится в приложении.
     В августе упражняемся в написании текстов под диктовку, списывании небольших текстов. Для упражнений заводим тетрадь по русскому языку. Следует уделять письму утреннее время не более 15-20 минут. Советую завести прописи по письму и прописывать по полстраницы 1 раз в день. Очень удачные для тренировки прописи Татьяны Васильевны Шкляровой. Осуществляется отработка наклона, высоты букв и обведение  буквы по образцу.
   Играйте с ребенком в развивающие игры. Берете и заготавливаете колоду карточек  (размером с визитку), на каждой из которых на одной стороне пишете вопрос («к двум прибавить один»), а на другой – ответ («три»). Играть этой колодой нужно так: отвечает, переворачивает карточку, если ответ верный, откладывает ее, как «выигранную», а если нет – кладет ее в низ колоды и читает следующую карточку. Колода невыигранных карточек быстро уменьшается, и через какой-нибудь час игры остается всего три-четыре карточки, для которых ответы запоминаются автоматически, сами собой. Игры обучают лучше, чем наказания. И так на все составы чисел, на таблицу сложения и вычитания. Потом плавно переходите к таблице умножения. В приложении вы найдете составы чисел и таблицы. Играя, вы восполняете пробелы в знаниях на сложение, вычитание и умножение. Или игра «Цифра-слово». Также на карточках с одной стороны изображен предмет, а на другой стороне цифрой обозначено количество изображенных предметов. Просить ребёнка сказать по картинке, сколько изображено предметов. Например: один синий шар, два синих шара, пять синих шаров. Обращайте внимание, как ребенок произносит количественное числительное с именем существительным. Заготовьте карточки на разные предметы: зайчики, цветы, геометрические фигуры. Считайте с ребенком предметы, в прямом и обратном порядке. Один шар, два шара, три шара и наоборот: три шара, два шара, один шар. Интересуйтесь, какой формы окружающие предметы. Какой формы стол? (Круглый, квадратный, прямоугольный). Какой формы мяч, окно, шкаф, тарелка и т.д.
     Помните, ребёнок не любит делать то, что пока трудно ему даётся. Объясните ребенку, что у вас и у него не всё получается сразу. Это нормально, что люди учатся столько лет. Если он постарается, а вы ему поможете, то у него всё получится, и это будет его маленькой победой.
ЧЕТЫРЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ
     Ваш ребенок чему то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.
    Первый,  самый очевидный – это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
    Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
    Третий результат – эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
    Наконец, четвертый результат – след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
    Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!
   Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный «дворец», лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен – не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.
      Итак, впереди целых три месяца летнего отдыха. Каждый из вас старается интересно организовать этот отдых для своих детей. Следует помнить, что это время должно способствовать развитию ребенка. А ведущую роль в развитии ребенка играете вы, родители. Кто желает развивать логическое мышление ребёнка, можете использовать тетрадь на печатной основе «Интеллектика», автор: А.З. Зак.
Желаю всем интересного лета, здоровья, хорошего настроения и терпения!

Удачи!

 линеечки - разделители | Записи в рубрике линеечки - разделители ...


Хотите вы, не хотите ли
Но дело, товарищи, в том
Что прежде всего мы родители
А всё остальное потом.
Р. Гамзатов

ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ВО 2 КЛАССЕ


Часто школьная жизнь ребёнка не клеится благодаря «стараниям» взрослых. Естественно, мама и папа действуют из лучших побуждений, но вместо прилежного школьника воспитывают полного разгильдяя, да ещё и двоечника. О самых распространённых родительских ошибках, которые легко исправить, рассказала психолог Светлана Меркулова. 



Очередные каникулы пролетели как одно мгновение — совсем скоро снова в школу. Как подготовить ребёнка к занятиям, чтобы они не стали для него стрессом?

Советуем прочитать статью из газеты:    

АиФ Здоровье №35 27/08/2015


 Феномен второклассника: 

что нужно знать родителям

Родители  второклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантливого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой!
Часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы.
Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, могу посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика. 
Подробнее по ссылке


Что должны знать к концу учебного года второклассники?

Второклассники должны иметь 
представление и знать по русскому языку:


  • Что такое звуки и буквы, их дифференциация?
  • Что такое слог и как делятся слова на слоги?
  • Что такое ударение: ударные и безударные гласные?
  • Что такое слово и его лексическое значение?
  • Как провести фонетический разбор слова?
  • Что такое антонимы и синонимы?
  • Каков состав однокоренного слова?
  • Что такое части речи, каковы их значение и основные грамматические признаки?
  • Что такое предлог?
  • Что такое словосочетание, предложение, текст?
  • Как различаются предложения по цели высказывания и интонации?
  • Что такое распространенные и нераспространённые предложения
  • Что такое члены предложения и их виды?
  • Что такое алфавит?
  • Каковы основы правописания
  • Что к концу учебного года должны уметь второклассники?


  • Различать в словах ударные и безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением; а также парные согласные звуки (глухие и звонкие) на конце слова
  • Проверять «слабые» звуки (звуки в слабой позиции) в слове, находить проверочное слово
  • Производить фонетический, то есть звукобуквенный разбор слов
  • Правильно писать слова с твердыми и мягкими согласными, обозначать мягкость согласного буквами Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком (Ь)
  • Правильно писать слова с разделительным мягким знаком (Ь)
  • Правильно переносить слова по слогам, слова с буквами Й и Ь, с двойными согласными
  • Правильно писать писать сочетания -чк-,-чн-, -щн-, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
  • Производить морфологический разбор слова, графически обозначать значимые части слова
  • Правильно писать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк-
  • Правильно писать с большой буквы имена собственные и географические названия
  • Правильно писать слова с приставками с, по, об, от, за, во, пере и др., не изменяющимися на письме


  • Какими навыками к концу учебного года должны овладеть учащиеся второго класса начальной школы?


  • Определять части речи по вопросу и значению; выделять их признаки (род, число)
  • Писать Ь на конце существительных женского рода после шипящих
  • Писать с большой буквы имена собственные (клички животных, имена и фамилии людей) и географические названия
  • Подбирать синонимы и антонимы, использовать их в устной и письменной речи
  • Овладеть основами повседневного этикета: использовать такие конструкты речевого этикета как извинение, просьба, благодарность, приветствие, прощание
  • Составлять простые и распространенные предложения, определять их главные и второстепенные члены
  • Выразительно читать предложения, интонационно выделяя сообщения, вопросы, приказ, просьбы, соблюдать паузы
  • Писать предложения с прописной буквы; ставить знаки препинания в конце предложений (точка, вопросительный и восклицательный знаки)
  • Раскрывать значение слов посредством толкования, подбора синонимов, толкового словаря, составлять группы слов по одной теме
  • Находить предлоги, правильно писать предлоги со словами и приставки, различать предлог и приставку
  • Делить текст на смысловые части, составлять текст по опорным словам и вопросам
  • Воспроизводить последовательность развития действия в тексте, озаглавливать текст в соответствии с темой
  • Писать словарные диктанты – 6-8 слов, обучающие и контрольные диктанты – 25-30 слов; правильно списывать и писать тексты под диктовку (70-80 слов) с изученными орфограммами
  • Проводить фонетический разбор слова
  • Проводить морфологический разбор слова
  • Производить элементарный синтаксический разбор предложения, графически отмечать главные и второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
  • Писать изложения (текст от 40 до 80 слов)
  • Писать сочинения ( от 4 до 12 предложений): описание, повествование


  • КАК ПОМОЧЬ ВТОРОКЛАССНИКУ 

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ 

    1. Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.

    2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.

    3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.

    4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.

    5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время.

    6. Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.

    7. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

    8. Показывать пример организованности и собранности.

    9. Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться.

    10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.

    11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.

    12. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.

    13. Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность.

    14. Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент.

    15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.

    16. Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.

    17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.

    18. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.

    19. Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

    20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».

    21. Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.



    Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.                                                                            (Эрнст Легуве)
    Хорошее воспитание - это способность переносить плохое воспитание других.               

                                                                        (Пшекруй)

    ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

    1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

     2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

     3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

    5. Не унижай! 

    6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке. 

    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё. 

    8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

     9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 

    10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.
    Я. Корчак.
























    Памятка “Родительские истины”

    • Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
    •       Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
    •       Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
    •       Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
    •       Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
    •      Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
    •       Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
    •      Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
    •       Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.
    •       Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
    • Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий