НПК

Методические  рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Источник:
Савенков А. И. Методические  рекомендации  участникам  конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».


 Об исследовании и проектировании 

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование – бескорыстный поиск истины. Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

В качестве примера можно привести несколько тем детских исследовательских работ и творческих проектов, представленных на первый Всероссийский конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я Исследователь», проходивший в 2005 году.

Юные исследователи изучали самые разные объекты и предметы, например: «поведение одноклассников на переменах», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «процесс возникновения цифр и их написание», «природу и свойства поваренной соли» и многое другое. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.

Проектировщики, как правило, решают замечательные, но все же более приземленные задачи: «разработать «супер-игрушку»; «создать действующую модель реактивного двигателя»; «разрешить проблему мусора в городе» и др.

В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует  обучать  и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.


 О типичных проблемах при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов  

Чтобы ни говорилось о долгой истории применения в российском образовании исследовательских и проектных методов обучения, они для большинства не только родителей, но и профессиональных педагогов – дело новое. Этому специально не обучали в институтах и университетах, самостоятельной исследовательской практики у многих педагогов и школьных практических психологов нет. С этими обстоятельствами связан ряд трудностей, возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит свое отражение в детских исследовательских работах и творческих проектах, представляемых на различные конкурсы. Каковы основные опасности, подстерегающие современных педагогов на этом пути»

Исследование и рукоделие
Например, в ходе рассмотрения конкурсных работ было замечено, что не всегда педагогами осознается разница между детским исследованием и рукоделием. За детскую исследовательскую работу часто пытаются выдать вышивку гладью или бисером, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки. Более того, как итог детских исследований пытаются представить даже макеты и модели, выполненные из стандартных деталей различных конструкторов.

Детское рукоделие, безусловно, – занятие важное и очень полезное. Существует множество конкурсов, выставок, фестивалей, где подобные работы представляются и находят заслуженную поддержку и оценку. Детское исследование и детское рукоделие – разные виды деятельности, решающие очень важные, но разные педагогические задачи и смешивать их в одном конкурсе неправильно и непрофессионально.

Всем известно, что в итоге детской исследовательской работы или проектирования могут появляться макеты, модели, различные приспособления, приборы. В ходе конкурса жюри их с интересом рассматривает, при условии, что авторы видели свою задачу в поиске новых знаний о мире, а не только в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла.

Детские исследования и художественное творчество
Часто за детские исследования и проекты пытаются выдать самые разные продукты художественного творчества детей. О важности художественного творчества нет необходимости много говорить, – она очевидна и никем не оспаривается, но смешивать художественную деятельность и исследовательскую деятельность детей не следует. Они принципиально различны, преследуют разные цели, решают разные образовательные задачи.

Если ребенком проделана яркая дизайнерская работа по созданию «новой школьной формы», замечательная сказка о животных или сценарий фильма об отношениях с одноклассниками, то лучше подавать не на конкурсы исследований. Эти работы надо представлять на другие конкурсы, фестивали, выставки, где рассматриваются продукты детского, художественного творчества.   

Исследование и реферирование
Наблюдать и экспериментировать любят все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту деятельность, они иногда оказываются способны получать интересные результаты. К тому же для большинства из нас слово исследование ассоциируется преимущественно с наблюдениями и экспериментами.

 Редко, но даже среди младших школьников встречаются начинающие аналитики, способные к внимательному вдумчивому прочтению тестов. Они могут не только выделять и пересказывать основные идеи других людей, но оказываются способными сопоставить их с данными других изысканий и обыденными представлениями. Они могут найти собственные подтверждения изложенным фактам или обнаружить нарушения в цепи доказательств других авторов. От ребенка подобная работа требует того, что обычно называется «одаренностью», а от его педагога «высшего пилотажа», свидетельствующего о педагогическом таланте. Все это явления редкие, но возможные.

 Презентация детской работы

В каком виде представляются на конкурсы детские работы? Этот важный вопрос естественно возникает у каждого потенциального участника и его руководителя.

Если конкурс ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то от участников не ждут текстов докторских диссертаций. Скорее жюри захочет увидеть пусть еще маленьких, но заинтересованных исследователей.

Тем не менее, творческий подход авторов и их руководителей к исследованию должен позволять при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями. К их числу относятся:
Работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;
Представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;
Презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком; 
Автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто, оказывается неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.


  Требования к работе
проектно- исследовательской деятельности

1.          Требования к оформлению   проектно-исследовательской  работы.
·         Объем   работы, включая текстовой, табличный и иллюстративный материал, должен составлять не менее 5 страниц. Работа  должна быть отпечатана на компьютере. 
·         Используется стандартный машинописный лист формата А4 размером. Поля сверху - 20 мм, снизу – 20 мм, слева – 30 мм и справа – 20мм.
·         Текст оформляется гарнитурой Times, рекомендуемый размер шрифта – 14. В тексте используется «Отступ (красная строка)» - 1,25-1,27 см, «Выравнивание по ширине».
·         Текстовая часть должна быть расчленена на главы и параграфы. Для нумерации глав и параграфов используют арабские цифры.
·         Все страницы работы нумеруются по порядку от титульного листа до последней станицы без пропусков и повторений. Первой страницей считается  титульный лист. Он не нумеруется. На следующей странице в верхней части листа проставляется цифра «2» и так далее. Порядковый номер страницы пишется посредине листа арабскими цифрами без точки после него.
2.        Структура работы
o   титульный лист; 
o   содержание;
o   введение;
o   основная часть;
o   заключение;
o   список литературы, список источников информации;
o   приложение.
·         Титульный лист (должен содержать название работы и сведения об авторе и руководителе). Далее, на следующей странице, следует оглавление, в котором каждому разделу соответствует номер страницы.  
·         Во введении дается обоснование актуальности темы, оценки состояния разработанности вопросов выбранной темы, производится постановка проблемы, определяются  объект, предмет и цель исследования, формируется гипотеза, задачи и методологические основы исследования, кратко характеризуются  методы, использованные при проведении исследования. В некоторых исследованиях целесообразно выделение разделов научная новизна и практическая значимость. Корректировка введения может продолжаться до полного завершения всей работы.
·         Основную часть работы составляют:  теория, практическая часть (данные практической части исследования должны быть представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.п. ).
·         Заключение содержит выводы по работе в целом; заключение должно представлять обобщение более высокого уровня, синтез всех полученных данных. В нем должны быть отражены итоги проведенного исследования, выявлено соответствие выводов его целям и задачам доказана теоретическая новизна и практическая значимость исследования, определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы.
·         Список литературы должен содержать разнообразные виды изданий: нормативные, справочные, научные, периодические и т.д.
·         Приложение к  работе может содержать образцы  анкет, примеры ответов испытуемых,  творческие работы, таблицы, диаграммы, фотографии и др.

При оценивании проектно-исследовательской работы, обращается внимание на:
·              актуальность темы исследования;
·              умение работать с научной литературой;
·              умение формулировать проблему;
·              логику изложения материала;
·              соответствие содержания заявленной теме;
·              культуру письменной речи;
·              знание правил оформления научного текста.

Процедура защиты проектно-исследовательской работы представляет собой:
·              Презентация работы автором   (5 минут);
·              ответы на вопросы.


Титульный лист:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дзержинского района города Новосибирска
гимназия №15 «Содружество»
630112, г. Новосибирск, ул. Гоголя 188/1
http://www.s_15 sodr.edu 54.



Мое первое исследование
«   ***   »

Автор:  ученица 3 «-» класса
_________________________
 Руководитель:__________________
_______________________________,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории





Новосибирск, 2014

Содержание (например):
Содержание

1. Введение
3
2. Теоретическая часть
5
3. Практическая часть
8
4. Заключение
10
5. Список  источников информации
11
6. Приложения
12





ссылки:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Комментариев нет:

Отправить комментарий