Мультстудия


Студия мультипликации. Делаем мультики сами! 
Студия мультипликации для тех, кто любит мультфильмы и мечтает научиться их делать. Дети погружаются в удивительный мир мультипликации и придумывают сюжеты, героев, декорации. Учатся разрабатывать сценарии и делать раскадровку. Создают декорации и ... оживляют персонажей! Каждый пробует себя в роли режиссера, оператора, аниматора, художника-декоратора. Учится работать с компьютерными программами для анимации. Знакомится с разными техниками создания мультфильмов. Но, главное, принимает участие в съемке настоящего мультфильма! И, наконец, если захочет, может снять самостоятельно собственный мультфильм. Все этапы создания мультфильма проецируются на большой экран. Каждая мелкая деталь видна каждому участнику. Дети становятся зрителями, происходящего на мультипликационной съемочной площадке. Мультфильм - это плод работы дружного коллектива. Конечный результат зависит от вклада каждого, и каждый может найти применение своим способностям. Пройдя весь процесс создания мультфильма от "А" до "Я", можно организовать мультипликационную студию у себя дома, ведь для этого достаточно иметь руки, пластилин, конструктор, карандаши и альбом, фотоаппарат и компьютер.

© Ссылка на источник: http://1-mok.mskobr.ru/info_add/innovacionnyj_kompleks/centr_novyh_tehnologij/studiya_mul_tiplikacii_delaem_mul_tiki_sami/


"Учимся играя" / Возраст / 4-6 лет / Создание мультфильмов своими руками


Все дети любят мультфильмы,
но не все дети знают, что они могут
делать мультфильмы САМИ!!!»
Да-да, мы не будем говорить о компьютерных технологиях или сложных программах. Всё, что нам может понадобиться — это пластилин, цветная бумага, игрушки или… мы сами! Техника называется стоп-моушен.

Для начала решите с каким материалом проще и интереснее будет работать вашему ребенку. Один любят лепить, другие — резать цветную бумагу, третьи уважают только машинки или в любую игру включают любимую пони. В общем, процесс и результат должен увлечь ребёнка....

Во всех школах нашей страны с сентября 2011 года введен ФГОС НОО. С одной стороны учителя информатики оказались «не у дел», т.к. информатика отсутствует в перечне предметов инвариантной части учебного плана, а предмет технология рассматривается зачастую как трудовое обучение, но с другой стороны у всех учителей появилась замечательная возможность реализовать многие свои идеи, т.к. появились часы внеурочной деятельности, позволяющие разрабатывать и реализовывать собственные авторские программы в любой сфере деятельности.

Благодаря этому обстоятельству в нашей школе появилась 10 новых курсов спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, общеинтеллектуальной и общекультурной направленности.

Студия мультфильмов «Пластилиновый ежик» начала свою работу в рамках общеинтеллектуального направления.

«Мультипликация» в переводе с латыни означает "умножение". Имеется в виду, что мультипликатору, чтобы создать даже небольшой фильм, приходится создавать великое множество изображений. На первый взгляд, этот термин далёк от идеи оживления, а говорит скорее об усилиях, которые приходится вкладывать создателям мультфильмов. Мы в России привыкли к этому слову, к тому же оно обросло уже множеством производных: "мультики", "мультяшки" и так далее. В большинстве других европейских языков слово "мультипликация" означает арифметическое действие "умножение". А для мультфильмов там используют другое слово "анимация", которое как раз и означает "оживление", "одушевление" (сравните со словом "реанимация").
Мультфильм — множество кадров, сменяющих друг друга (скорость 12 кадров в секунду в классической мультипликации считается стандартной, но иногда детям трудно и просто нет времени так много снимать. Тогда выбираем частоту 6 кадров в секунду).
Мультфильм «Подушка для солнышка» - яркое тому подтверждение.
(смотреть мф)
Имеются специальное оборудование для создания мультфильмов, можно приобрести его. Но мы использовали имеющиеся у нас технические устройства — фотоаппарат, компьютер, проектор. Осваивая навыки работы с фотоаппаратом, учащиеся сами стали героями своего фильма.
Кадр за кадром
Мультипликационные персонажи рисуются, лепятся из пластилина, могут быть сделаны из проволоки, из бисера, из конструктора ЛЕГО; героями мультфильма могут легко стать и мобильные телефоны, и катушки от ниток, и любая игрушка – словом, простор огромный.
Анимация бывает:
  • рисованная
  • кукольная
  • силуэтная
  • перекладная
  • пластилиновая
  • компьютерная двумерная
  • компьютерная трехмерная
  • компьютерная аниме
  • сыпучая.

Золотой век анимации славится творениями Уолта Диснея, Олли Джонсона, Аба Айверкса и Фрэнка Томаса, рисовавшими всё вручную. Долгие годы технология производства мультфильмов не менялась. Сначала каждый кадр прорисовывался карандашом на полупрозрачной бумаге, закреплённой на световом столе, потом переносился на целлулоидную плёнку, раскрашивался и снимался на камеру. Процесс был хорошо налажен и почти все классические работы были выполнены по этой технологии. Сегодня все эти этапы можно увидеть в дополнительных материалах на DVD с диснеевской классикой. Эти фильмы настоятельно рекомендуются в коллекцию каждого, кто хочет стать хорошим аниматором.


Сегодня компьютер используется для производства как 3D, так и 2D-анимации. Бурное развитие компьютерных технологий позволило усовершенствовать процесс создания мультфильмов. Аниматоры классической школы и сейчас рисуют по-старинке, на полупрозрачных листах, закреплённых на световом столе. Но рисунки затем сканируются и обрабатываются на компьютере. Есть и цифровые планшеты, которые позволяют рисовать непосредственно в памяти компьютера. Дорогие модели таких устройств оснащены экранами, художник рисует стилусом прямо на их поверхности. Самыми популярными планшетами считаются Wacom, их поддерживает большинство графических программ. Для создания 2D-анимации чаще всего пользуются программой Toon Boom Studio. Если Вы планируете работать в «классическом» стиле, обратите на неё внимание.


Типы анимации

Желающие изучать анимацию часто спрашивают, какой софт им понадобится для работы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определиться с типом анимации, которую вы хотите научиться делать, а затем понять, над чем конкретно вы будете работать. Существует четыре основных типа анимации:

- кукольная анимация;
- компьютерная 3D-анимация;
- классическая 2D-анимация;
- перекладная анимация.


Кукольная, или стоп-моушн анимация, такая как в «Уоллесе и Громите» или «Давиде и Голиафе», считается наиболее сложной и трудоёмкой техникой. Аниматоры лепят персонажей из мягких материалов или делают из пластика, вручную мастерят всё окружение, работают с освещением и, конечно же, вручную двигают всё, что должно двигаться. Даже при использовании движущихся механизмов и робототехники необходима ручная коррекция. Каждое движение фиксируется на фотоаппарат. Представляете, сколько уходит времени на съёмку 24 (а иногда и 30) кадров в секунду? Те, кто работает над кукольными мультфильмами, в буквальном смысле «руками чувствуют» анимацию.



Компьютерная 3D-анимация, также называемая компьютерной графикой, целиком создаётся при помощи компьютера. Все персонажи, сцены, камеры и освещение моделируются в специальных программах и в них же анимируются. Затем каждый кадр просчитывается программой рендеринга. Полученное цифровое видео монтируется и обрабатывается также с помощью соответствующих программ. Первым полнометражным компьютерным 3D-мультфильмом, вышедшим на большом экране, стала «История игрушек» в 1995 году. Но существуют и комбинированные техники анимации. Такие мультфильмы, как «Планета сокровищ» или «Спирит: душа прерий» созданы с использованием как 3D-анимации, так и классической рисованной.


Классическая 2D-анимация не нуждается в комментариях. Всем нам знакомы шедевры наподобие диснеевской «Белоснежки» или «Пиноккио». Техника «движущихся картинок» была создана ещё в XIX веке, а в прошлом столетии достигла своего совершенства. Раньше все мультфильмы рисовались и окрашивались вручную. И, хотя компьютерные технологии произвели настоящую революцию в мире кино, ничто не заменит классическую рисованную анимацию. Старые добрые рисунки до сих пор используются для создания мульфильмов, рекламных роликов и даже при оформлении страничек в интернете. Впрочем, для веб-графики чаще всего используют компьютерную 2D-анимацию, создаваемую в программе Adobe Flash.


Перекладная анимация, или анимация перекладкой – наиболее простая в техническом плане. Персонаж и его окружение составляются из кусочков картона или плотной бумаги. В каждом кадре аниматор вручную перекладывает эти кусочки – так создаётся иллюзия движения. Хотя подобную тезнику могут легко освоить даже дети, чтобы создать красивый мультфильм, требуется недюжинный талант. Вспомните "Ёжика в тумане"! Компьютерная анимация перекладкой также широко распространена. Для её создания чаще всего используются программы Adobe After Effects и упомянутая выше Flash.

Какой тип анимации выбрать вам? Да просто выбирайте то, к чему лежит ваша душа!
Но сначала ответьте на следующие вопросы:
1)     Любите ли вы рисовать?
2)     Любите ли вы работать на компьютере?
3)     Любите ли вы работать руками, мастеря кукол или вырезая из бумаги?


Как делают мультики. История создания мультфильмов


Как делают мультфильмы

Как делают мультфильмы. История создания мультфильмов.
Не помню точно, в каком возрасте я впервые увидел мультфильм, но помню, что очень долго я верил в то, что мультяшные герои  абсолютно реальные и что они живут в телевизоре. Мне тогда очень хотелось разобрать телевизор и достать их оттуда.
Немного повзрослев, я понял, что их там нет, родители мне рассказали, что мультфильмы делают художники-мультипликаторы, но как делают мультфильмы, мне так до конца было не понятно. В те времена в магазинах продавали детскую игрушечную кинокамеру с мультфильмом. Крутишь ручку и в камере видишь мультик. Помню, как мы с другом разобрали эту камеру, вытащили плёнку. Вот тут-то нам и стало ясно, как это происходит. Камеру собрать мы, естественно не смогли, зато узнали тайну – как происходит это необыкновенное чудо.

История создания мультфильмов

Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I  веком до н.э.
В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.
В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.
В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим.
В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».
В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.
Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!
Простейший мультфильм Вы можете сделать с ребёнком сами. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц – Вы увидите Ваш первый рисованный мультфильм. Ребёнок будет в восторге и, главное, поймет, как делают мультфильмы.
Существует так же кукольная, пластилиновая и компьютерная (в том числе 3D) анимация.
Если ребёнок поймёт принцип и заинтересуется самостоятельным созданием мультфильма, то Вам потребуется много терпения, цифровой фотоаппарат и компьютер со специальными программами для создания мультфильмов. И, кто знает, может это станет его призванием!
В завершении, хочу предложить вам посмотреть видео о том, как делают современные мультфильмы.

Как делают мультики видео

  • Из этого видео ваш ребёнок узнает, как делают мультики. Он увидит весь процесс "изнутри", как придумывают сюжет, рисуют персонажей и как их оживляют. Родителям тоже будет очень интересно. Приятного просмотра.
  • Анимационные фильмы и мультики 3D – выдающееся достижение, позволяющее добиться небывалой реалистичности, благодаря использованию новейших  технологий создания мультфильмов. Созданные компьтером персонажи - изобретение Голливуда. 3D спецэффекты привели к тому, что трёхмерные компьютерные персонажи сразу же вознеслись на звёздный небосклон. Но даже к цифровым созданиям слава приходит нелегко.  Чтобы создать такой мультфильм, по-прежнему необходим кропотливый труд художников, оформителей, которые вручную изготавливают героев и декорации, а уж потом в работу вступают программисты. Они заставляют персонажи двигаться, и, используя спецэффекты, добиваются этой самой реалистичности. Из этого видео вы узнаете, как делают спецэффекты в анимационных фильмах и посмотрите, как делают мультики 3d.
Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях. Вы  можете почитать другие  статьи, воспользовавшись КАРТОЙ САЙТА, а так же подписаться на рассылку и получать новые статьи на Ваш почтовый ящик.

ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИСТОРИЯ?


Слайдер №2 (фото): Что такое Мультистория?
Ю. Красный, Л. Курдюкова,
преподаватели мультстудии "Веснянка", г. Днепропетровск, Украина
 

Мультфильм руками детей 

Источник: Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006. 


Лина Ивановна КурдюковаЯзык мультфильма видоизменяется в зависимости от интересов и наклонностей авторов. 

Можно с уверенностью сказать, что астроном или подводник, микробиолог или стеклодув и т.д., придя в мультипликацию, обогатят ее язык новыми формами и методами съемки. 

Попробуем обнаружить указанные связи на конкретных примерах. Уильям Мак-Кей - актер, поэтому он выступал на эстраде вместе со своим динозавром Джерти. При этом Джерти действовал на экране, а Мак-Кей - на сцене. 

Владислав Старевич с малых лет любил мастерить поделки из стеблей трав и соломы. Это увлечение перерастает в кукольную мультипликацию - под его руками оживают жуки и стрекозы. 

Ленинградский инженер и музыкант Евгений Шолпо открывает в 1930 г. рисованный звук, то есть возможность прямо на киноленте рисовать звуковую дорожку. Немногие знают, что в знаменитом фильме "Дети капитана Гранта " песенка Роберта сопровождается искусственным, нарисованным свистом! 

Юрий Евсеевич КрасныйСын садовника, современный эстонский мультипликатор Хейно Парс создал серию остроумных познавательных мультипликатов об операторе Кыпсе, действие которых разворачивается в близкой ему с детства среде: на лесной поляне, в пруду - всегда в окружении живой природы. 

Но ведь и язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести свою лепту в развитие и совершенствование мировосприятия. Занимаясь мультипликаций, ребенок получает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий и впечатлений. Для нас это положение весьма существенно, так как вплотную подводит к нашей педагогической теме. 


В настоящее время эстетическое воспитание осуществляется в различных формах: 

1. Вычленение одного вида деятельности. Из всей сферы человеческой культуры избирается для преподавания один предмет (музыка, рисование и т.д.). Остальные стороны личности ребенка развиваются более или менее стихийно. При этом ребенок занимает "внешнюю" позицию по отношению к предмету, т.е. место рисования могли бы занять музыка, моделирование и т.д., а выбор предмета осуществляет, как правило, взрослый ("снаружи"). 

Такое преподавание направлено на углубленное освоение данного предмета и особенно эффективно в том случае, если удается выявить у ребенка конкретное дарование в раннем возрасте. 

2. Совмещение нескольких видов деятельности. Во втором случае ребенок последовательно изучает несколько различных предметов (например, лепка, музыка и иностранный язык). Преподавание ведется раздельно, комплект предметов носит случайный характер, определяемый составом педагогов. Объединяются предметы обычно стенами учебного заведения, другие связи между ними слабы или отсутствуют. 

3. Комплекс предметов, объединенных общей деятельностью. Примером такого комплекса может служить детский театр. Работая над спектаклем, дети осваивают драматургию, танец и ритмику, изготавливают эскизы, костюмы, декорации. Отдельные предметы преподаются не изолированно и выбираются не случайно, а составляют целое будущего спектакля. 

Чем же отличается мультипликация от описанных предметов и форм преподавания? 

1. Прежде всего мультипликация не имеет своего "предмета". Она одинаково легко осваивает любой материал и любое содержание. Наблюдается даже известный парадокс: не исходный материал ставит границы творческому воображению, а воображения не хватает, чтобы освоить этот материал. По словам Душана Вуковича, "границы мультипликации совпадают с границами воображения ". 

2. В мультипликации пока нет канона, нет устойчивой традиции, своего идеала, образца. Неизвестно, возможен ли вообще такой канон. Отсюда характерная неотгороженность мультипликации от любых видов художественной и практической деятельности, одинаково заинтересованное отношение ко всем явлениям жизни. 

3. Традиционные виды искусства осваивают действительность с помощью специфического языка (язык театра, живописи, кино и т. д.). Для мультипликации жизненный материал является не только объектом освоения, но и составной частью самого языка. 

Например, ребенок, который любит работать с деревом, может создать фильм, где этот материал определит сюжет и облик персонажей, их конструкцию и движение - весь художественный строй фильма. И наоборот, "древесная тема", скажем, "Приключения Буратино", заставит автора заняться обработкой дерева. 

Благодаря всем названным особенностям, мультипликация позволяет построить работу с детьми, учитывая решение задач, о которых мы говорили в начале этой главы. 

В самом деле, мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, открыта для них (универсальность). 

В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности (целостность). 

Специфика мультипликации позволяет работать с ребенком, не перенося "в него" элементы человеческой культуры, а естественно помещая его в сферу этой культуры (причастность). 

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию не как на новый предмет эстетического цикла, а как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного эстетического воспитания. 

Мультипликационная студия в такой системе служила бы внутренним стержнем, "стволом", вокруг которого располагались бы "ветви" специализированных детских коллективов (студий, мастерских, кружков), объединенных общей деятельностью (работой над мультфильмом). Обладая большой автономией, такие коллективы (художественные, литературные, театральные, технические и т.д.) служили бы целям творческого развития личности, профессиональной ориентации, а затем и профессиональной подготовки детей. При этом задачи формирования личностных качеств и развития общих творческих способностей легко проникали бы во все стадии обучения, возникая на общей "почве" целостной коллективной деятельности. 

Особенности мультипликации открылись нам не сразу. В первые годы, стремясь добиться самостоятельности детского творчества, мы постепенно включали в учебную программу все новые и новые виды деятельности. Так, для фильма "Зернышко со звезды" понадобился плетеный фон и в студии появился станок для гобеленов. Фильм "Нападение на школу" предполагал множество глиняных персонажей - мы завели муфельную печь и обратились к технологии глиняной игрушки. В конце концов наша программа стала трещать по швам. Пришлось решать: или отобрать конкретный, четко нормированный "комплект" видов деятельности, или, следуя природе мультипликации, искать новые принципы построения программы. 

В первом случае вставал вопрос: от чего отказаться? Можно было, например, пожертвовать кукольной мультипликацией, оставить только марионеточный мультфильм. Тогда ушла бы работа с объемами, не пришлось бы обрабатывать дерево, пенопласт, мастерить куклы, конструировать декорации и т.п. Но к этому времени стало уже очевидно, что именно кукла, близкая и знакомая ребенку с младенчества, помогает преодолеть условный барьер между кинокамерой и съемочным столом, между конкретной, сиюминутной игрой и тем абстрактным "нечто", которому предстоит появиться на экране. Такие же трудности вызывали и другие попытки урезать программу. 

В конце концов мы решили сгруппировать все доступные нам виды деятельности вокруг основных направлений, определяющих развитие ребенка. Таких направлений оказалось шесть: Слово (литература); Линия (графика); Цвет (живопись); Объем (пластика); Движение (театр); Звук (шумы, музыка). 

Такой взгляд на задачи обучения намного облегчил дальнейшую нашу работу. Стало ясно, что новая программа должна не столько включать в себя все виды деятельности, сколько быть открытой для них. Например, между цветом и объемом располагаются коллаж и аппликация, куклы и декорации, эскизы и раскадровки. Составной частью всех указанных направлений являются такие общие для них понятия, как "темп", "ритм", "композиция" и т.д. 

Характерно, что в схеме нет главного компонента наших занятий - мультипликационной съемки. Она сопутствует всем видам деятельности в качестве объединяющего целого. Именно благодаря мультипликации дети постигают целостность и единство всех сторон жизни, труда и творчества. 

Последовательность направлений мы определили не теоретически. Именно в таком порядке -от Слова к Линии, Цвету и т.д. - они расположились в ходе работы с детьми. Каждый учебный год (период) начинается Словом и им же завершается. Показательно, что в таком лее порядке - от замысла (слова) к озвучиванию готовой ленты - движется работа над мультфильмом. В практической работе все темы неразделимы, но в определенные моменты обучения одно из направлений "солирует", а остальные вторят ему, выступая в роли оркестра. Так, год за годом, происходит развитие ребенка напоминающее движение "по спирали и вверх" (в будущую взрослую жизнь). 

Группируя вокруг каждого направления развития различные виды деятельности, мы естественным путем пришли к комплексным формам проведения занятий. теперь нам казалось странным вести с детьми разговор, скажем, о композиции литературного произведения и не вводить в это же занятие рисунок или музыкальную пьесу с их общими композиционными законами. ШЕИ науроках по народной игрушке не рассказать о других видах народного творчества, о мультипликационных возможностях глиняной куклы, об использовании фольклора в советской мультипликации. 

Во втором полугодии младшие школьники глубже знакомятся с красками, бумагой, картоном, глиной и другими материалами. Вот примерный ход занятий. 


Чем работает художник (характеристика красок, кистей, бумаги и других оформительских материалов). От общего к частному (цветовые пятна с графической дорисовкой деталей). Цвет и стихи. Индивидуальный рисунок по фрагментам пейзажных стихотворений. Цветовой круг. Растяжка цветов. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.

Линия и ее возможности (коллективный рисунок на доске). Чем рисовать? Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.д. Просмотр слайдов и репродукций с анализом. Линия в природе и технике. Рисунки "Город для моей сказки", "Мой зверь самый красивый".

Образ и материалы. Кукла-актер. Кукла из случайных материалов. Кукла в бумажном макете. Пальчиковая и перчаточная куклы (обзорно). Подготовка и проведение кукольного спектакля.

Литературное творчество. Коллективное сочинение сказки по сценам (с изображением их на доске). Словесные игры. Стихи по рисунку. Устный портрет друга (запись на магнитофон). История из жизни (запись в студийную тетрадь). Одушевление (история от имени предмета). Перевоплощение.

Подготовка и съемка диафильмов и макетов с элементами движения (по собственным сюжетам). Заключительный просмотр и выставка.
 


И все-таки главная наша забота на этом этапе - приобщение детей к литературному творчеству. 

Термин "драматургия" войдет в словарь наших новичков нескоро. А вот элементы драматургии им приходится постигать с первого года обучения. Ребята знакомятся со сказками, стихами, рассказами, былинами, постоянно иллюстрируют их, сами учатся сочинять. Постепенно мы подводим детей к построению зрительного ряда (работа над раскадровками, диафильмами и сериями макетов по собственным сюжетам). Сочиняя и анализируя диафильмы, малыши учатся выражать себя через по ступки и характеры персонажей, что и является чисто драматургической задачей. 

Следующий этап - создание бестекстовых сценариев, где все содержание должно выражаться только через действие, - завершает начальный этап постижения драматургической специфики. Вот первые опыты перевоплощений и сказок: 


Рассказ дождя

Однажды я захотел напоить город. Но не получилось: над этим городом светило жаркое солнце и оно высушило меня.

Тогда я позвал:

- Ветер!!! Вете-ер!!!

- Ну, чего тебе? - спросил ветер.

- Нагони, пожалуйста, на этот город побольше туч.

- Ладно! - отвечает ветер. И задул с такой силой, что сотни тысяч туч, полетели и закрыли солнце.

И я напоил город.

Артем Д., 8 лет


Медведь и Солнышко

Жил-был Медведь. Вышел он погулять. Видит: Солнышко. Он спрашивает:

- Кто ты такое?

А Солнышко отвечает:

- Солнышко!

- Давай дружить!

- Нет, - отвечает Солнышко. - До меня кто дотронется, тот сгорит!

- Ладно, - сказал Медведь. - Я с тобой дружить буду, но за лучи не стану брать. И начали они дружить, гулять каждый день. Медведь по земле идет, а Солнышко по небу катится.

Алина Г., 6 лет


Путешествие с куклой

Однажды в одну ночь моя кукла заговорила:

- Пойдем гулять!

А я говорю: "Ну как же, темно, и я ничего не вижу". - "А я тебе помогу. Сделай, пожалуйста, два шага".

Передо мной стоял стол, рядом с ним стул. И кукла Катя сказала: "Потрогай этот стул и найди платье". Я потрогала и нашла. "Но как же я его надену, если не видно, где перед?"

"Ничего", - говорит кукла. И закрыла дверь. И включила свет. И говорит: "Смотри, только быстро!"

А я взяла платье и надела быстро, и Катя выключила свет. Я взяла ее за руку, и мы открыли дверь. Поставили стул, чтобы дверь не скрипела вышли из комнаты и надели верхнюю одежду. И пошли.

Открыли дверь в коридор, спустились по лестнице и вышли на улицу.

Шли-шли и зашли в лес. И гуляли, и встретили ежика. Кукла испугалась, а потом увидела, что я не боюсь, и перестала бояться. Мы хотели его погладить и на нем покататься. Но потрогали и укололись.

И мы возвратились домой.

Катя Л., 5 лет
 



Что привлекло нас в этих сказках, почему мы выбрали их среди множества прочих? 

Перевоплотившись в дождь, Артем Д. не стал, как это часто случается с мальчиками, придумывать череду всевозможных приключений, т.е. не ушел в "сюжетничество". Вместо этого он нашел для себя заботу: напоить город - и столкнулся с достойным противником - Солнцем. Последнее не "победило" и не "погубило" его, а "высушило", т.е. сказку нам рассказывает не Артем, а именно дождь. 

Вся история лаконична и очень зрима, выпукла; в ней использована разговорная речь. 

Сказка "Медведь и Солнышко" услышана шестилетней Алиной в музыке Прокофьева. Однако за персонажами сказки явственно проглядывает сама Алина, ее дворовые отношения с подружками, ее добродушный и светлый характер. 

А " Путешествие с куклой " пятилетней Катюши - целая энциклопедия детского мироощущения: здесь и почтительно-равноправное обращение с вещами, иабсолютно "взаправдашнее" общениескук-лой, и гордость за собственное умение одеваться, и невидимое присутствие родителей, и такой отважный ("Я не боюсь!") выход в Большой мир, и облегченный выдох: "И мы возвратились домой". 

Как мы уже говорили, драматургическая задача в первых работах еще не стоит. Сначала дети привыкают выражать свои мысли в литературной форме. Нельзя забывать, что многие из них только учатся писать и литературное творчество для них - дело "взрослое", за которое и приниматься страшно. 

Для преодоления этого страха мы используем приемы, которые называем провокациями. Суть их такова: 

- Ты не можешь сочинить сказку? А тебе и не надо сочинять: она уже есть в твоей цветовушке, совсем готовая! Всмотрись внимательно и расскажи, что ты видишь; это и будет сказка (следует запись на магнитофон). 

- У композитора Прокофьева была няня, которая рассказывала ему сказки. Он эти сказки запомнил и пересказал, только не словами, а звуками. Они так и называются: "Сказки старой няни". Послушайте внимательно одну из них, а потом запишите. Кто писать не умеет, вам помогут (на эти занятия мы приглашаем в помощь ребят из старшей группы). 

- В этой шапке находится целая сказка, только каждое слово написано на отдельной бумажке. Давайте по очереди вытягивать и сочинять все вместе. Тяни, Костя! Какое слово? - Кот! 

Костя начинает сказку: "Жил-был кот. Звали его Вася..." Следующее слово "ворона" или, скажем "девочка". Сказка движется, и в какой-то момент все так увлечены, что уже забывают о листочках - и так получается! 

Способов активизации воображения можно придумать множество. Часть из них описана в книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". 

В ходе сочинительства очень важно не забывать о "родственном внимании", добиваться, чтобы ребенок присутствовал в своей истории, включал в нее свой жизненный опыт, ставил себя на место персонажей, не был равнодушен к ним. Иначе на месте творчества окажется "сюжетничество" -нанизывание событий без разбора и связей. 

С этих пор и до окончания учебы в студии наши ребята будут сочинять постоянно. Их стихи, истории из жизни и сказки оформляются в отдельные сборники и составляют маленькую студийную библиотеку. Теперь предстоит переход к драматургии. Одно дело - рассказать историю, другое - выразить содержание через поступки и характеры героев. 

Для сравнения берем три истории: 


Добрая сказка

Жила-была черная туча. Она постоянно летала над землей и бросала вниз то град, то молнию. И вот что случилось с этой тучей.

Однажды она летела над землей и увидела девочку, играющую с собачкой. Туча незаметно подползла к ним и напустила злой дождь. Дождь был черный и колючий. Но девочка с собачкой так весело рассмеялась, что дождь не удержался и тоже развеселился. И тогда из тучи вместо колючих черных капель на девочку посыпались клетки с попугаями, а на собачку - вкусные косточки.

А туча белела-белела, а потом растаяла.


Кристина М., 5 лет

Начало Нового года

Светила луна. Была ясная ночь перед Новым годом. Ежик и Мишка собрались вместе праздновать и пришли к елке.

Но вдруг завьюжило, закружило, потемнело! Ежик и Мишка спрятались под елочку.

А потом взошло солнце, и начался Новый год.

Юля Д., 7 лет


Питон и Скалы

Однажды скалы сказали:

- У нас нет друзей!

Но тут выполз питон и спросил:

- А я кто?

С этих дней началась у них дружба.

А у скал был папа Вулкан. Он не хотел, чтобы они дружили. И начал извергаться.

Скалы разрушились, и остался только маленький камень. Питон взял этот камень и уплыл. А Вулкан погнался за ним. Он бежал по воде, а потом намок и развалился.

Саша О., 9 лет
 


Предлагаем детям изобразить свои сказки в виде серии маленьких рисунков, используя для этого специально нарезанные листки бумаги. Затем переходим в кинозал и рассматриваем каждую сказку через эпидиаскоп. Дети в восторге: на экране появляется их собственный "диафильм"! 

И тут обнаруживаем, что первые две работы -"Добрая сказка" и "Начало Нового года" - состоят всего из двух рисунков. Слушать сказки было интересно, а вот показать - почти нечего! Зато "Питон и Скалы" - настоящий фильм. Тут и знакомство, и извержение, и побег, и погоня - чего только нет! 

С этого занятия начинается работа над диафильмами. Сочиняя новую сказку, мы уже не записываем ее, а зарисовываем сцену за сценой. Но возникает новая трудность: оказывается, что историю легче начать, чем закончить. У одних она застревает в самом начале, у других обрывается на середине, третьи же продолжают рисовать бесконечно, вводя все новых и новых героев. 

Серьезный разговор о композиции литературного произведения мы будем вести намного позже, а сейчас даем в руки каждому ребенку бумажную ленту и предлагаем согнуть ее, держа за концы, в форме горки (прием З. Н. Новлянской). 



Сначала вспоминаем известные сказки. Где начинается "подъем" (завязка) в "Курочке-рябе"? Да, там, где ряба золотое яичко снесла. А главное место где? Верно, когда яичко разбилось! И так далее. 

Очень скоро дети схватывают суть задачи, и бумажные полоски в их руках начинают безошибочно повторять композиционное устройство сказки. 

Теперь можно обратиться к собственным сюжетам. Оказывается, что у Сережи "горка" задралась наверх, да так и остановилась (дети дружно показывают, как выглядит эта полугорка). У Юли "горка" правильная, с началом и концом, но зато совсем-совсем пологая. А у Андрея не одна, а несколько маленьких горок, и они между собой никак не связаны. 

К концу учебного года группа работает над большим общим диафильмом. Это либо рисованные кадры, либо каждая сцена выполняется в виде бумажного макета с куклами и декорациями. Готовую серию рисунков и макетов можно отснять и показывать в виде слайд-фильмов. Но можно пойти и дальше (лишь бы время позволило): отснять макеты на кинопленку, вводя простейшее мультипликационное движение. И тогда, на последней отчетной встрече с родителями, дети покажут свой первый "настоящий" мультфильм! 

Экранизация заимствованного у малышей сюжета позволяет старшим детям плавно перейти к индивидуальному, авторскому замыслу, окончательно распрощаться с подростковой неуверенностью в своих творческих силах. Выбирая сюжет, подросток перечитывает всю самодельную студийную " библиотеку ", что само по себе подталкивает к будущему литературному творчеству. Выбранные истории должны содержать интересную мысль (нести идею), а также обладать определенными драматургическими достоинствами. 

Затем историю следует превратить в сценарий (без взрослого участия). Детский сюжет требует и детского воплощения. Поэтому мы советуем ребятам обратиться к малышам, попросить их нарисовать персонажей и отдельные сцены, а затем, когда будут готовы марионетки или куклы, сделанные по эскизам маленьких, попросить "поиграть" сними, показать, как они должны двигаться. 

Таким образом, старшие ребята выступят в роли режиссеров, работающих с детьми, А это уже очень близко к профессии руководителя детского киноколлектива, на которую мы детей ориентируем. И еще нам кажется, что такое незапланированное общение с малышами поможет нашим подросткам и в личной, и в общественной жизни избежать многих недоразумений, связанных с преждевременным забвением собственного детства. 

Интересно проследить, кто из ребят предпочел какую историю и почему. Андрей и Юра, например, выбрали наиболее "мужские" сюжеты, в которых характер авторов "спрятан" за внешними юмористическими событиями. Однако выбор их неравноценен. Простодушный и веселый Андрей выбрал сказку, где за шуточными приключениями героев нельзя обнаружить никакого подтекста. 


Сказка о капитане и его подзорной трубе

Жил-был капитан. У него была подзорная труба. Один раз капитан смотрел вдаль, а труба взяла и закрыла свой глаз. Капитан рассердился и бросил трубу за борт.

Труба начала тонуть. Но не успела дотронуться до дна, как ее проглотила акула.

В желудке у акулы было очень темно, и подзорная труба захотела поскорее выбрать из этой темницы. Она пощекотала акулу.

Акула чихнула. Труба как вылетела! И прямо на палубу своего корабля. Капитан поднял ее. И труба решила, что больше свой глаз закрывать не стоит.

Антон X., 8 лет
 


Более сложен выбор Юры. Он - мальчик тонкий размышляющий, увлекается логическими построениями. Своеобразная, "чудаковатая" логика Кости Д., по-видимому, оказалась ему близка. 


Соревнование

Однажды самовар решил соревноваться с лодкой, кто больше воды в себя наберет. Самовар прыгнул в воду и вышел - в животе у него стало полно воды. А лодка прыгнула и не вернулась. Она стала подводной лодкой.

Самовар говорил чашкам, что он победил, а лодка рассказывала щукам, что победила она.

Капитан подводной лодки любил пить чай и однажды купил себе самовар.

С тех пор и в самоваре, и в лодке воды стало поровну!

Костя Д., 9 лет
 


А тонкая, трепетная Лена неожиданно выбрала такой этюд: 


Я - Длинноухий

Я жил у бабушки. Однажды я проснулся, протянул ухо и услышал, как директор ругал нашу учительницу. Я побежал к другу и рассказал ему все.

Когда мы пришли в класс, учительницы еще не было. И тогда мы все договорились, что будем слушаться ее. А нашу учительницу звали Лариса Леонидовна. Вот и все.

Костя Р., 8 лет
 


Первые две истории очень мультипликационны: в них много динамики, живые персонажи и предметы взаимодействуют на равных, герои трансформируются. Оба сюжета лаконичны и композиционно завершены. Зато в работе Кости Р. ничего это нет. 

Все, кроме Длинного уха, не только не мультиплкационно, но и вообще "не киношно". Леночке, выбравшей этот сюжет, придется писать совершенно самостоятельный сценарий, где от Костиной истории ничего не останется. 

На обсуждении Лене очень трудно объяснить свой выбор. Ребята настойчиво и убедительно излагают все свои "против", а Лена упорно стоит на своем. 

И ведь она по-своему права! В истории Кости, как в зеркале, отражается его прямой, добрый и честный нрав, его готовность прийти на помощь обиженному, его обостренное чувство справедливости. Эти лее качества свойственны и Леночке. 

Мы не знаем, удастся ли ей создать из этого материала хороший сценарий, будет ли снят фильм о Длинноухом, но то, что она ощутила в нехитрой Костиной сказке настоящий художественный пафос, уже достойно похвалы. И на обсуждении мы стараемся повернуть разговор так, чтобы каждый из ребят увидел третье измерение правды, направленное в глубь жизненных явлений, непременно проходящих через наше сердце. 

Сегодня детские киноколлективы в нашей стране существуют в форме кружков, студий и клубов. Эти формы зачастую не учитывают специфику кинообучения, сложность стоящих перед кинопедагогикой задач. Недалеко, наверное, время, когда появятся первые киношколы по образцу сегодняшних музыкальных и художественных школ. В них будет вестись раздельное преподавание различных дисциплин, появятся возможности для индивидуальной работы с детьми, будут обучаться ребята всех возрастных групп, исчезнут проблемы с оборудованием и кинопленкой. 

Весьма вероятно появление простейших мульт-станков в школах и отдельных семьях. В школьных условиях кружки мультипликации открывают возможности для установления прочных межпредметных связей для организации широкого сотрудничества всего школьного коллектива. Семейная мультипликация будет способствовать установлению глубокого эмоционального контакта и взаимопонимания между детьми и родителями. 

Наконец, очень хочется верить в появление больших центров детского творчества. Мультипликационная студия будет служить в таких центрах надежным ядром, объединяющим самые различные детские коллективы: театр и изостудию, скульптурную мастерскую и лабораторию звукозаписи, музыкальные и хореографические кружки, многочисленные технические отделения. "Важнейшее из искусств" открывает в педагогике огромный материк, по которому мультипликация делает свои первые шаги. Какие открытия нас ожидают? 


Из книги "Мультфильм руками детей", 1990. 

https://multator.ru/draw/


http://project47852.tilda.ws/

КРУЖОК "ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР"


ГОТОВЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ ИЛИ В РАЗДЕЛЕ "ВИДЕО"

"Пит-стоп №1"   https://youtu.be/bbNRF0yz8mU
"Пит-стоп №2"   https://youtu.be/u8RNjp6JOvA
"Пит-стоп №3"   https://youtu.be/iP3DtwEd_Gg
"За покупками"  https://youtu.be/kgUlqHZhIWQ
"Концерт"          https://youtu.be/tRuTErNbi1A
"Проба учимся снимать" https://youtu.be/gh3Vt4BPQtI
"День рождения у Ежика" https://youtu.be/beeuRNW7UG4
"Зоопарк"          https://youtu.be/k5CTC3ta4S4
"Полицейский участок" https://youtu.be/K0TJ6X94u_U
"Проба учимся снимать 2" https://youtu.be/fzJ2BNi7F0E
"Тех. помощь на дороге"   https://youtu.be/XMdABmHJ8dQ
"Магазин"             https://youtu.be/dgh5TbSAKe4
























Комментариев нет:

Отправить комментарий