Урок 6. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
Почему русский язык считают таким богатым? Эту тайну мы постараемся раскрыть в нашем видеоуроке. Мы выясним, сколько в русском языке слов, и вспомним о таких явлениях языка, как многозначность слов, синонимия, эмоционально-оценочная лексика.
Что надо
знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки. Буквыя,
ё, ю, е- йотированные.
oЕсли эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:я– [а],ё– [о],ю– [у],е– [э].
Если эти буквы стоят в начале
слова, после гласных и разделительных Ъ
и Ьзнаков, то они дают два звука:я– [й'а],ё– [й'о], ю- [й'у], е – [й'э]:лён – 3 буквы, 3 звука, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, поёт –
4 буквы, 5 звуков.
При произнесении гласных воздух свободно выходит изо рта и не
встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков:А, О, У, Ы, Э, И и 10 гласных
букв:А-Я,
О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е:
·А, О, У, Ы, Э– это буквы, которые дают согласному команду:
«Читайся твёрдо!», но звуки [ч'],[щ'] – всегда мягкие: сон [сон], чаща [ч'ащ'а].
·Я, Ё, Ю, И, Е- это буквы, которые дают
согласному команду: «Читайся мягко!», но звуки [ж], [ш],[ц] – всегда
твердые:лес [л'ес], ширь [шир'],
цифра [цыфра].
o
o[й'] – согласный, всегда звонкий, мягкий звук .
Согласные звуки.
При произнесении согласных воздух встречает преграды. Преградами
являются губы, зубы и язык.
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.Для того чтобы определить,
звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит
этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий
согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
·Л, М, Н, Р, Й– самые звонкие согласные (сонорные).
·Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С– парные
согласные по звонкости-глухости.
·X, Ц, Ч, Щ- всегда глухие согласные.
·Ч, Щ, Й
- всегда мягкие согласные.
·Ж, Ш, Ц– всегда твердые согласные
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
1.Запишите
слово.
2.Поставьте
ударение.
3.Разделите
слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
4.Выпишите
все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их
количество.
5.Напишите
справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который
эта буква обозначает.
6.Опишите
звуки:
oГласный, ударный или безударный.
oСогласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или
мягкий, парный или непарный.
7.Сосчитайте
и запишите количество звуков.
Примеры :
ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.
К
[к]
согл., глух., парн., тв., парн.
О
[а]
глас, безудар.
Л
[л']
согл., звон., непар., мягк., пар.
Е
[э]
глас, удар.
Ч
[ч']
согл., глух., непар., мягк., непар.
К
[к]
согл., глух., парн., тв., парн.
О
[а]
глас, безудар.
Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.
Е
[й']
согл., звон., непарн., мягк., непарн.
[э]
глас, удар.
Л
[л']
согл., звон., непарн., мягк., парн.
Ь
[-]
не обозначает звука, обозначает мягкость
предыдущего согласного звука Л
Обратите внимание.
1.Буквыя, ё, ю, е- йотированные.
oЕсли эти буквы стоят после согласных, то они дают
один звук:
oЕсли эти буквы стоят в начале слова, после гласных и
разделительныхЪиЬзнаков, то они дают 2 звука:
§Я – [й'а], Ё – [й'о], Ю – [й'у], Е – [й'э]:Ёлка
- [й' о л к а] - 4 буквы, 5 звуков.Поёт [пай'о т ] – 4 буквы, 5 звуков.
2.Безударная
гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
§котик – [ кот ' и к], скворцы – [с к в а р ц
ы];
3.безударная
гласнаяЕ, под ударением даёт звук
[э], а без ударения [и]:
§лес [л'э с], весна [в' исна];
4.в некоторых
словах перед гласнойЕ согласный произносится твёрдо:
§кафе [кафэ];
5.букваИ
после согласныхЖ, Ш, Цдаёт звук [ы]:
§зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк
[цырк] ;
6.безударная
гласнаяЯпод ударением даёт звук
[а], а без ударения [э], [и]:
§мяч – [м'а ч'], рябина – [р' э б' и н а],
пятно – [ п ' и т н о];
7.парные
согласные в слабой позиции (в конце слова, перед глухой согласной) произносятся
глухо:
§гриб – [гр' и п], лавка – [л а ф к а];
8.иногда на
месте буквыГперед глухой согласной
произносятся звуки [к] [х]:
§когти - [к о к т' и], мягкий -
[м' ах ' к ' и й'];
9.иногда
букваСв
начале слова перед звонкой согласной озвончается:
§сделал – [з' д' э л а л].
10.между корнем и суффиксом перед мягкими
согласными согласные могут звучать мягко :
§зонтик – [з о н' т 'и к];
11.иногда буква Н обозначает
мягкий согласный звук перед согласнымиЧ,
Щ:
§стаканчик – [с т а к а н' ч' и к], сменщик –
[см' э н' щ' и к];
12.Запомните, что удвоенные согласные дают длинный
звук:
§группа - [ група] .
13.Запомните, что сочетанияТСЯ, ТЬСЯ (у
глаголов) произносятся как длинный [ц]:
§бриться – [бр' ица] .
14.Запомните, что сочетаниеСТНпроизносится как [сн],ЗДН-
[зн]:
§звёздный – [з в' о з н ы й'], лестница – [л'
эс 'н'и ц а].
15.Запомните, что иногда сочетание ЧН,
ЧТ произносится как [ш]:
§конечно – [ кан ' эшна ] , что
- [ш т о].
16.Запомните, что в окончаниях имён прилагательныхОГО,
ЕГОсогласныйГ произносится
как [в]:
§белого – [б е л а в а].
Звуко-буквенный анализ слова
Один из самых трудных разделов русского языка - фонетика. В период обучения грамоте, казалось, все учащиеся поняли эту тему, а сейчас в учебнике русского языка появились задания, где ребята должны сами выполнить звуко-буквенный анализ слов. На уроках русского языка разборам мы уделяем много времени, но для того чтобы было легче не только ребятам, но и их родителям я решила выложить дополнительно несколько памяток.
Цветные памятки взяты из интернета, где можно найти много интересной и полезной информации.
Порядок звуко - буквенного анализа слова
(фонетический разбор).
Запиши слово, раздели на слоги, поставь ударение, сделай транскрипцию слова.
Запиши, сколько букв, сколько звуков, сколько согласных, сколькогласных, сколько
слогов.
3. Запиши, какой буквой на письме обозначается этот звук.
4. Дай характеристику каждому звуку в слове по порядку.
Если звук гласный (гласн.), то он ударный (уд.) или безударный (безуд.).
Если звук согласный (согл.), то он:
звонкий (зв.) или глухой (гл.)/ парный (парн.) или непарный (непарн.) по глухости-звонкости;
твёрдый (тв.)или мягкий (мягк.) / парный или непарный по твёрдости-мягкости.
Оформляй запись так:
Ёл/ка - [й ’ о л к а ]- 4 б., 5 зв., 2 слога
[й ’] – согл., зв./ непарн, мягк./ непарн.
ё [о ] – гл., уд.
л [л ] – согл., зв./ непарн., тв./ парн., [ л`]
к [к ] – согл., глух./ парн.[ г ], тв./ парн.[ к`]
а [а ] – гл., безуд.
Ре/ка - [р’ и к а] – 4б., 4зв., 2 слога.
р [р’] – согл., зв./ непарн., мягк./ парн.[р]
е [и ] – гл/, безуд.
к [к ] – согл., глух./ парн.[ г], тв./ парн.[ к`]
а [а ] – гл/, уд.
Не дают звука: ъ ь
Когда йотированные гласные (е,ё, ю, я) в транскрипции обозначают два звука?
Если йотированной гласная стоит после обычной гласной:
Шествие – [шэств’ий’э], гиена – [ г’ий’э на].
Если йотированная гласная стоит после разделительного мягкого и твердого знаков:
Семья – [ c’им’й’а], веселье – [ в’ис’э л’й’э].
ПАМЯТКА КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ
(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
Например: Москва – столица нашей Родины.
3.Слог.
Раздели слова на слоги. Делай так: У/чи/тель
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса: Оси – на
5. Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: окунь, рысь, уголь
.
6. Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: мальчик, школьник, коньки.
7. Гласные после шипящих.
Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
8. Сочетания чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: девочка, ночка.
9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень. Делай так: волна , волны
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Запомни, как оно пишется: ребята, ребята, ребята.
11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило. Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.
31. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило. Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
32. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)
ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)
34. Звукобуквенный разбор.
Выполни правильно, без ошибок.
Правила переноса
Правило
Примеры
Слова переносятся только по слогам!
Мо-ло-ко, кор-зи-на
Одну букву переносить и оставлять на строке нельзя.
Оля, юла
В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку.
Ан – на, сум – ма.
Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы.
Конь – ки, объ – езд, зай – ка.
ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу. О-ттечь, да-нный. НО, при переносе слов с двойными согласными, одну букву оставляйте на строке, а другую переносите: ван-на, длин-ный, искус-ство.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу. Ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Правила
Предложение — это наименьшая единица общения. Оно характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Слова в предложении связаны грамматически, т. е. с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу. Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого или одного из них.
Виды предложений по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:
В саду расцвели яблони и груши.
Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:
Который час?
Побудительные предложения побуждают собеседника к действию, содержат просьбу, совет, запрет:
Не шумите, пожалуйста.
Предложения могут различаться не только по цели высказывания, но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией, называются восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:
Какое прекрасное утро!
Самостоятельные и служебные части речи
Слова русского языка делят на самостоятельные и служебные части речи в соответствии с их грамматическими и синтаксическими признаками.
Что такое части речи?
Части речи — это лексико-грамматические классы слов, обладающие одним общим значением, сходными морфологическими и синтаксическими признаками.
Например, некоторые слова имеют общее значение предметности (небо, красота). Другие слова объединяет способность обозначать признак, качество или принадлежность (синий, добрый, дедушкин). Многочисленная группа слов обозначает действие или состояние (увлечь, почувствовать) и т. д.
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит слово, важно выяснить
общее грамматическое значение (что называет слово);
морфологические признаки (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени и пр.)
какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и пр. Они обладают общим значением, одинаковым для всех слов этой части речи, и грамматическими признаками, характерными для них. В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение и пр.).
В русском языке различают следующие самостоятельные части речи:
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол (особые формы: причастие и деепричастие)
наречие
категория состояния
Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос. Оно обладает общим грамматическим значением, присущим для всех слов этой части речи. Чтобы наглядно это продемонстрировать, составим следующую таблицу.
Служебные части речи
Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними.
К служебным частям речи принадлежат:
предлоги (у, в, на, от, вследствие, благодаря);
союзы (и, но, чтобы, в то время как);
частицы (неужели, разве, просто, бы, же).
Предлоги
Предлоги связывают слова друг с другом и выражают зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
Союзы
Союз служит для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного и фрагментов текста.
Весной возвращаются в родные места скворцы. грачи и зяблики.
Сизая туча раскинула свои крылья по всему небу, но тонкий золотой луч пробился сквозь нее.
Частицы
Частица придает дополнительные смысловые оттенки словам или предложениям и служит для образования некоторых форм слов.
Лес как будто бы притаился и замер, прислушиваясь к шагам охотников.
Не прочтешь ли нам свои стихи?
Пусть светятся твои глаза радостью!
К словам служебных частей речи нельзя задать вопрос. Служебные части речи самостоятельно не являются членами предложения, однако входят в состав тех слов, с которыми употребляются в высказывании.
Чтобы понять отличие служебных частей речи от самостоятельных, рассмотрим таблицу.
Междометие
Междометие не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Слова этой части речи непосредственно выражают чувства говорящего или его волеизъявление, не называя их:
ой
увы
батюшки
боже мой
Из-за этой специфичности междометия выделяются в отдельную группу слов, которую невозможно отнести ни к одной самостоятельной или служебной части речи.
Междометия — это неизменяемые слова. От служебных частей речи они отличаются тем, что не выражают отношений между словами и частями предложений и не вносят в высказывание дополнительных смысловых оттенков. В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словами и не являются членами предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий