Друзья КНИГ


Друзья КНИГ

"ЧТЕНИЕ - ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ НЕ ДЛЯ ВСЕХ. И ДАЖЕ НЕ ПРОСТО УДОВОЛЬСТВИЕ, ЭТО - РАБОТА. ЧТЕНИЕ - УДОВОЛЬСТВИЕ ДЛЯ УМНОГО ЧЕЛОВЕКА"
С. ЛУКЬЯНЕНКО

УЧИСЬ БЫТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

- ЧИТАЙ КНИГУ ВНИМАТЕЛЬНО! НЕ ПРОПУСКАЙ АБЗАЦЫ, НЕ ПЕРЕСКАКИВАЙ СО СТРАНИЦЫ НА СТРАНИЦУ, НЕ ЗАБЕГАЙ ВПЕРЁД, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЧЕМ ВСЁ ЗАКОНЧИЛОСЬ! ТЫ МОЖЕШЬ ПРОПУСТИТЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ. 



- ЕСЛИ ТЕБЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ТЕКСТЕ НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА, МОЖЕШЬ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ. ТАМ ТЫ НАЙДЁШЬ ОБЪЯСНЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА.



- НЕ ТОРОПИСЬ ЧИТАТЬ «ВЗРОСЛЫЕ» КНИГИ. ДАЖЕ ЕСЛИ ТЕБЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ УЖЕ ДОСТАТОЧНО ВЫРОС, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, О ЧЁМ ИДЁТ РЕЧЬ. ТЫ ЕЩЁ УСПЕЕШЬ ПРОЧИТАТЬ ВСЕ КНИГИ МИРА. А ПОКА ЧИТАЙ КНИЖКИ, НАПИСАННЫЕ ДЛЯ ТЕБЯ!



- ЕСЛИ КНИГА КАЖЕТСЯ ТЕБЕ СКУЧНОЙ И НЕИНТЕРЕСНОЙ, ОТЛОЖИ ЕЁ В СТОРОНУ. МОЖЕТ БЫТЬ, ДЕЛО НЕ В КНИГЕ? ПРОСТО У ТЕБЯ СЕГОДНЯ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ. А ЗАВТРА ВСЁ ИЗМЕНИТСЯ! И КНИГА ПОКАЖЕТСЯ ТЕБЕ САМОЙ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИЗ ВСЕХ, ЧТО ТЫ ЧИТАЛ. 

Правила чтения для учащихся

Ø Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
Ø Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
Ø Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Ø Читай вслух, и не торопясь. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Ø Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Ø Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Ø Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Ø Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
Ø Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Ø Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя



10 секретов успешного чтения

Хочешь улучшить сон? Увеличить словарный запас? Расширить кругозор? Развить память? Избавиться от стресса? Тогда – ЧИТАЙ! Но как сделать чтение успешным, интересным и полезным?
Чтение важно, ведь когда люди перестают читать, они перестают мыслить. Предлагаю 10 простых способов чтения молчаливых друзей человечества.

Выдели время для чтения

Выбери лучшее время для чтения: утро, день, вечер – как тебе удобно. Главное – чтобы было тихо и мозг мог воспринимать полученную информацию.

Напиши список книг, которые хочешь прочитать

Это вдохновляет на чтение, ведь ты видишь четкую цель перед собой и список будущих знаний. Запиши также название книг, которые уже прочитал. Пополняй свой список постоянно. Это будет подпитывать твое желание читать.

Бери всегда с собой книгу

Пусть книга всегда сопровождает тебя. Ведь у человека за день появляется свободное время в виде очередей, ожидания автобуса или обеда в кафе. Факт в том, что у нас всегда есть 5 минут свободного времени.

Электронные устройства в помощь!

С развитием современных технологий, появилась масса возможностей для удобного чтения и даже слушания книг. Электронные книги, планшетки, смартфоны, ноутбуки, мп3 плееры, чего только нет. Они позволят тебе не только делать пометки, делиться цитатами, но и получать информацию в переполненном транспорте, в супермаркете во время закупки или в спортзале во время тренировок.

Не распыляйся

Лучше всего сконцентрироваться на одной конкретной книге. Чтение нескольких книг сразу выглядит заманчиво, но если взять одну конкретную книгу и «сгрызть», то будет больше пользы от нее. Ведь у тебя же все равно есть список книг.

Конспектируй

Понятное дело, что всю книгу не запомнишь. Но хочется оставить в памяти самые интересные и важные мысли. Для этого хорошо помогает блокнот, где и можно записать их. В любой момент, открыв его, ты можешь вспомнить главные идеи и впечатления от книги.

Чтение должно быть максимально удобным

Яркое освещение и правильная поза играют важную роль для твоего здоровья. Поэтому постарайся сделать все не только удобным для чтения, но и полезным. Если глаза прыгают от одной строчки к другой, или читаешь повторно предложение, что часто бывает, можно воспользоваться линейкой, закладкой или карандашом, чтобы следить за текстом.

Делись прочитанным

Это больше касается развивающих книг. Когда ты в течении суток после чтения делишься новой информацией с другим человеком , то  она остается у тебя в памяти. А это важно.


Мудрости тебе и приятного чтения!


8 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?

Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста. 

ЧТЕНИЕ БЕЗ ПОНИМАНИЯ

Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются "зубрежкой" и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

ТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:
  • найти в незнакомые слова и узнать их значение;
  • озаглавить текст, разделить его на абзацы;
  • составить план;
  • выделить основную мысль и тему текста;
  • найти в тексте описание природы или героя;
  • ответить на вопросы по тексту.
Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но  при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛОВОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды. 
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться  такими способами:
  • Чтение текста с пропущенными в словах слогами.
  • Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова или словосочетания, при этом текст может быть как уже знакомым ученикам, так и новым).
  • Восстановление текста, который был написан крупными буквами и разрезан на кусочки.
  • Соединение начала и конца предложения.
  • Распространение предложений.
  • Исправление языковых или содержательных нарушений в тексте, текстовых "несуразиц".
  • Составление рассказа или предложения по ключевым словам.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ВСЕГО ТЕКСТА

Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:
  • Восстановление логической последовательности текста  (ученики должны восстановить разрезанный на части текст по смыслу или следуя плану).
  • Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам).
  • Определение содержания текста по иллюстрациям.
  • Подбор иллюстрации к тексту.
  • Творческое преобразование текста (ученики должны придумать продолжение текста, или изменить какое-то условие, например, место действия, характер героя, и попытаться представить, как развивались бы события  в этом случае).
  • Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  • Выбор верных и неверных суждений по тексту (учитель читает суждения, ученики определяют, верные они или нет).
  • Творческий пересказ текста от лица кого-то из героев произведения.
  • Прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").
  •  Проведение викторин (игровых опросов) по тексту или группе текстов.
  • Проставление отметок в тексте по ходу чтения (условными обозначениями помечается знакомая информация, новые знания и то, что непонятно, что хочется обсудить).

ЧТО ДАЮТ УЧЕНИКАМ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ?

В результате систематического использования подобных упражнений на уроках  ученики могут научиться:
  • воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;
  • находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;
  • с помощью воображения воссоздавать авторские образы;
  • видеть текстовые "сигналы" —  ключевые слова, образы;
  • читать "активно", соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;
  • осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;
  • размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;
  • при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т.д.
Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.
Об авторе: Бокова Оксана Александровна, к.ф.н., филолог, учитель английского языка.

Сходство и различие народных и литературных сказок

СХОДСТВО



Народная сказка


Литературная сказка

Сюжет
Вымышленные события.

Вымышленные события.
Часто встречающаяся тема
Противостояние добра и зла.
Противостояние добра и зла.

Литературные обороты и выражения

Троекратные повторы, эпитеты.  
Троекратные повторы, эпитеты.  
Герои сказки
Деление героев на положительных и отрицательных.

Деление героев на положительных и отрицательных.
Второстепенные герои
Волшебные вещи и помощники.

Волшебные вещи и помощники.
Основа сказки
Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)


РАЗЛИЧИЕ



Народная сказка


Литературная сказка

Автор
Нет одного автора, писалась целыми поколениями.


Конкретный человек.
Текст
Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.
Литературное описание
Простое, с использованием общепринятых эпитетов.

Бывает сложное, детальное, неповторимое.
Композиционные элементы
Присказка, зачин, концовка.
Может не иметь традиционных элементов.




ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий